Повышение эффективности твёрдотопливного котла за счёт селекции азота
Для более успешной конкуренции на рынке отопительного оборудования разработчики твердотопливных котлов постоянно ищут пути их совершенствования. Один из таких подходов, наряду с другими новыми техническими решениями, направленными на повышение эффективности твердотопливных котлов, реализован в котлах модельного ряда «Суворов-М».
Известно, что для наиболее полного и эффективного сжигания любого вещества необходим чистый окислитель. Как правило в качестве окислителя используется кислород, и в результате экзотермической реакции обеспечивается получение максимально высокой температуры продуктов сгорания. Тем самым достигается извлечение максимально возможной тепловой энергии из топлива. Однако во многих производственных процессах, в том числе для инициирования экзотермических реакций в тепловых генераторах используется воздух (смесь преимущественно азота и кислорода). Это приводит к тому, что значительная часть тепловой энергии, образующаяся в результате горения топлива, тратится на нагрев балластного газа азота, то есть попросту теряется. При этом снижается температура продуктов горения и как следствие ухудшаются условия сгорания пиролизных газов, что приводит к их недожогу. Усугубляют эти процессы пары воды, также являющиеся балластным газом, которые испаряются из топлива, нагреваются и выбрасывается с дымовыми газами в атмосферу. И чем больше таких паров, тем более существенное влияние они оказывают на протекающие в топке процессы горения. В результате в целом снижается коэффициент извлечения тепловой энергии из топлива.
Напрашивается логичный вывод, что если удалить балластные газы до стадии их нагрева их топки, то можно улучшить условия сгорания топлива и повысить процент извлекаемой тепловой энергии. Однако в котлах известных конструкций, в которых реализовано принудительное движение газов за счёт тяги дымохода или наддува входного воздуха дутьевым вентилятором осуществить это практически невозможно, поскольку продукты химической реакции и балластные газы смешиваются и общим потоком движутся по газовому тракту, снижая температуру потока и полезную теплоотдачу.
В котлах «Суворов-М» реализована схема газового тракта преимущественно со свободным движением дымовых газов. В этой схеме движение газов, в том числе образующихся в процессе сжигания топлива, происходит за счёт естественных процессов. То есть продукты сгорания пиролизных газов, имеющие высокую температуру поднимаются вверх, а охлаждающиеся опускаются вниз. При этом балластные газы не успевают нагреться и остаются преимущественно внизу. Для отвода балластных газов непосредственно в дымоход из топки котла выполнена специальная щель, через которую они из топки поступают практически непосредственно в дымоход.
Таким образом, за счёт селекции азота и других балластных газов, удалось заметно уменьшить потери тепловой энергии с дымовыми газами, повысить температуру в топке и улучшить условия сгорания топлива в ней. Тем самым обеспечено повышение коэффициента извлечения тепловой энергии из топлива и как следствие эффективности котлов «Суворов-М».